Жуковский Николай Егорович

Жуковский Николай Егорович (1847-1921)
Детство Николая Егоровича Жуковского прошло в имении его отца, инженера-путейца Егора Ивановича Жуковского, в деревне Орехово недалеко от города Владимира. Домашним учителем четверых братьев Жуковских был студент медицинского факультета Московского университета А.Х. Репман, увлекающийся физикой. Наверное, первый учитель и пробудил в маленьком Николае интерес к науке.
Успешно закончив 4-ю московскую мужскую гимназию, а затем Московский университет, Жуковский в 1872 году начал преподавать высшую математику в Московском высшем техническом училище (МВТУ). Осенью 1876 года он с блеском защитил в университете магистерскую диссертацию на тему «Кинематика жидкого тела». Большую часть своей заграничной стажировки начинающий ученый провел в знаменитой Политехнической школе в Париже, где занимался новейшими отраслями теоретической и индивидуальной механики.
В 1886 году, уже после защиты докторской диссертации, Жуковский получил должность профессора на освободившейся кафедре теоретической и практической механики Московского университета. Одновременно он возглавил и кафедру аналитической механики МВТУ. Отныне все его дни поровну делились между этими двумя учебными заведениями.
В конце XIX века из-за необходимости расширить водопроводную сеть Москвы начали строить новые водокачки. На Рублевской водонапорной станции почти сразу стали возникать аварии
разрывы труб. Обратились за помощью к Жуковскому. Проведя серию разнообразных опытов на Алексеевской водокачке, он построил теоретическую модель явления и изобрел прибор, позволявший, не выходя из помещения водокачки, определить место аварии и даже предотвратить разрыв в уязвимом месте. После публикации работы о гидравлическом ударе имя Жуковского приобрело мировую известность.
В начале XX века по проектам ученого в Московском университете и МВТУ были установлены аэродинамические трубы. Осенью 1904 года в подмосковном Кучине была создана хорошо оснащенная современным оборудованием аэродинамическая лаборатория. Средства на ее строительство выделил ученик Жуковского Д.П.Рябушинский, ставший известным исследователем в области гидроаэродинамики.
В 1905 году Николай Егорович сделал доклад «О присоединенных вихрях» в Московском математическом обществе. Через год эту знаменитую работу опубликовали. В ней он теоретически обосновал и объяснил возникновение подъемной силы крылового профиля в потоке воздуха (теорема Жуковского о подъемной силе).
В те же годы им была решена еще одна прикладная задача, имевшая важное значение в связи с постройкой военных кораблей большого водоизмещения. При проектировании кораблей таких масштабов основная проблема заключалась в том, что гребной винт не выдерживал необходимых нагрузок.
Известный математик и механик Владимир Васильевич Голубев (1884-1954), бывший студент Жуковского, вспоминал: «Однажды наш почтенный лектор, Николай Егорович Жуковский, пришел на лекцию взволнованный, с только что изданной книгой Фламма о гребных винтах. Жуковский открыл одну из четких фотографий книги, в которой не было теоретического материала, но было много результатов испытаний винтов, и воскликнул: «Теперь я понял, как работает винт!». Он пустил книгу по рукам и стал объяснять. ...На глазах аудитории Жуковский обратился к доске и, пользуясь аппаратом теории функций комплексного переменного, стал набрасывать важнейшие тезисы или элементы его будующей вихревой теории гребного винта и пропеллера. Эта теория прочно вошла в аэродинамику XX века».
В 1918 году, во время Гражданской войны, в Москве был основан крупный научно-производственный центр - Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ); его подразделения располагались в Подмосковье. Председателем коллегии ЦАГИ был назначен 70-летний Жуковский, провозглашенный «отцом русской авиации». Вскоре Николай Егорович стал первым ректором Института инженеров Красного флота, после его смерти преобразованного в Военно-воздушную инженерную академию, которой присвоили имя ученого. Несмотря на преклонный возраст, Жуковский вел активную творческую жизнь. Но после кончины дочери Елены в 1920 году Николай Егорович тяжело заболел. Ученики Жуковского, горячо его любившие, желая поддержать учителя, прилетели к нему в Орехово на самолете и совершили посадку на лугу. Местных жителей взбудоражили такой неслыханный гул и необыкновенное зрелище; даже в городах до 30-х годов XX столетия вид летающего аэроплана был большой редкостью.
Умер Жуковский в 1921 году в санатории «Усово» в возрасте 74 лет. Один из кратеров на поверхности Луны назван именем замечательного ученого.

Источник:

  1. Голубь П.Д. Физики от А до Я. Библиографический справочник. - Барнаул, - Издательство БГПУ, 2002.
  2. Ильин В.А. История физики. Учебное пособие - М.: "Академия", 2003.
  3. Позойский С.В. История физики в вопросах и задачах. Учебное пособие. - Минск: "Высшая школа", 2005.
  4. Википедия - свободная энциклопедия
  5. Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
Категория: Вкратце о физиках | Добавил: Alex (11.09.2012)
Просмотров: 2459 | Теги: биографии физиков | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar