Ломоносов Михаил Васильевич

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А. С.Пушкин
Великий сын России, учёный-энциклопедист, заложивший многие краеугольные камни отечественной науки, оставивший неизгладимый след в развитии российской науки, техники и культуры.
Михаил Ломоносов родился в семье помора в деревне Мишанинской вблизи города Холмогоры. Уже с детства он начал тяжёлую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком вместе с отцом, который имел несколько небольших судов, «ходил» в море, участвуя в далёких и небезопасных путешествиях. Он побывал на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане.
Большой интерес проявил юный Ломоносов к увиденным в этих странах производствам - на верфях Северной Двины, на поморских солеварнях. Это вызвало у мальчика необычайную тягу к знаниям, и, возвращаясь из плавания, он брался с жадностью за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые удавалось достать. Особенно ценными для него книгами оказались «Славянская грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого, открывшие ему неизвестный до тех пор мир знаний.
Изучению книг препятствовала царившая в доме обстановка. Мать Миши умерла, когда он был ещё ребёнком. Много лет спустя он писал: «Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами, для того многократно я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединённых и пустых местах и терпеть стужу и голод ...»
Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знаниям вынудили Ломоносова уйти из родного дома. В 19 лет он отправился с рыбным обозом в Москву, и, выдав себя за дворянского сына, поступает в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение Московской Руси. Годы учёбы были совсем нелёгкие. Позднее он вспоминал их так: «Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитанье в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, - «смотри-де какой болван лет в двадцать пришёл латине учиться», - Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. С учётом его способностей сенатским предписанием он вызывается в числе лучших 12-ти учеников в Петербург в 1736 году для продолжения учёбы. Затем трое наиболее подготовленных студентов, среди которых был Михайло Ломоносов, направляются в Германию для обучения горному делу. Здесь он изучает физику у Вольфа, использовавшего математический метод описания явлений природы, что особенно понравилось Ломоносову. Пятилетний срок обучения его в Германии способствовал формированию Ломоносова как учёного с разносторонними интересами, которые он удовлетворял, уже находясь в России, куда возвратился в 1741 году.
Вскоре он становится адъюнктом физического класса академии, где, как выяснилось, положение с наукой было удручающим. Все руководящие посты в Академии наук в это время занимали немцы. Ею фактически руководил советник канцелярии Шумахер - самодур, презирающий всё русское. С людьми, пытавшимися опорочить русскую науку и культуру, Ломоносов повёл непримиримую борьбу, которая порой принимала довольно ожесточённый характер. А однажды за резкие споры с Шумахером и его приспешниками Михаила Васильевича подвергли семимесячному домашнему аресту.
Чтобы окончательно опорочить Ломоносова, Шумахер направил его научные работы на отзыв Эйлеру, надеясь получить плохой отзыв, что дало бы возможность изгнать Ломоносова из Академии. Вопреки ожиданиям, Эйлер высоко оценил эти работы. В письме, которое он направил президенту Российской Академии наук графу К.Г.Разумовскому, отмечалось: «Все сии диссертации не токмо хороши, но весьма превосходны, ибо он пишет о материях, которые поныне не знали и истолковать не могли самые остроумные люди, что он учинил с таким успехом, что я уверен о справедливости его изъяснений ... эти работы могут служить украшением любой академии». В результате Ломоносов в июле 1745 года стал полноправным членом Академии, а обвинённый им Шумахер был арестован и назначена следственная комиссия. Именно в Российской Академии в полной мере проявился гений Ломоносова. Вот лишь некоторые из великих достижений знаменитого русского академика, обогатившего почти все области естествознания.
Он возродил и развил молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, где впервые чётко разграничил понятие «корпускулы» (молекулы) и «элемента» (атома), убедительно доказал, что тепловые явления обусловлены механическим движением частиц, впервые принял к рассмотрению вращательное движение молекул, пришёл к выводу о существованию «абсолютной степени холода», т.е. абсолютного нуля температур.
В 1748 году Ломоносов высказал общий закон сохранения вещества и движения: «... Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самыя правила движения: ибо тело движущее своей силой другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает». Учёный считал законы сохранения вещества и движения основными, не требующими проверки, аксиомами естествознания.
В 1748 году Ломоносов основал первую в мире химическую лабораторию, в которой проводились не только научные исследования, но и практические занятия студентов. В процессе научных исследований он разработал точные методы взвешивания и заложил основы точного количественного анализа в химии. В этой лаборатории Ломоносов прочитал свой курс «Введение в истинную физическую химию», положив основание новой науки - физической химии.
В 1756 году Ломоносов провёл знаменитые опыты по обжиганию металлов, которые дали первое неоспоримое доказательство сохранения вещества при химических реакциях и выявили роль воздуха в процессе горения. Наблюдаемое при обжигании металлов увеличение веса он объяснил соединением их с воздухом, тем самым близко подошёл к правильному истолкованию химизма обжигания и горения.
Исследователь дал правильное объяснение таким физическим явлениям как молния, северное сияние, предложил молниеотвод. Вместе с академиком Г.В. Рихманом (1711-1753) изучал электризацию тел и атмосферное электричество, связав его с трением восходящих и нисходящих потоков воздуха.
Большой вклад внёс учёный в волновую теорию света и сконструировал ряд оптических приборов, в частности, телескоп- рефлектор («ночезрительная труба»). С помощью его в 1761 году во время прохождения Венеры по диску Солнца (26 мая) он открыл существование у неё атмосферы.
Как учёный и техник Ломоносов разработал множество конструкций различных физических приборов (в частности, вискозиметр, прибор для определения твёрдости тел, пирометр, котёл для исследования вещества при низком и высоком давлениях, анемометр, газовый барометр и др.). С помощью специально сконструированного маятника он проводил исследования земного тяготения.
Ломоносов разработал способ получения стеклянной цветной мозаики и создал ряд мозаичных картин. За свой способ получения мозаики он получил звание дворянина и имение в 64 верстах от Петербурга, где создал фабрику цветных картин.
Широко понимая назначение школы, просвещения и педагогики, Ломоносов считал их неотъемлемой частью российской и мировой культуры. Он верил в то, что «Российская земля» способна «рождать собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Первый русский академик стал инициатором основания Московского Университета. В качестве человека, доводившего до царского двора все свои проекты по структуре этого учебного заведения, Ломоносов избрал своего друга графа И.И.Шувалова. В Татьянин день 1755 года состоялось торжественное открытие Московского Университета. Граф Шувалов присутствовал на открытии в почётном президиуме, в то время как Ломоносов даже не был приглашён на это торжество. И тем не менее, практически все идеи Ломоносова по организации Университета были воплощены как при открытии, так и в процессе его дальнейшей деятельности.
По проекту Ломоносова при Университете была открыта гимназия, где появились классы русского языка, чего до него не бывало. Будучи выходцем из народа, учёный добивался в России бессословной школы, дававшей возможность обучения представителей самых бедных слоёв общества, в том числе и детей крепостных крестьян.
М.В.Ломоносов был женат на Елизавете Андреевне Цильх (1740). От этого брака у них в 1749 году родилась дочь Елена.
Умер Ломоносов от случайной простуды 15 апреля 1765 года в возрасте 54 лет и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Его предсмертные слова были наполнены думами о науке, думами о России: «Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии».
О личности великого учёного, пожалуй, лучше других высказался В.Г.Белинский: «Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному».

Источник:

  1. Голубь П.Д. Физики от А до Я. Библиографический справочник. - Барнаул, - Издательство БГПУ, 2002.
  2. Ильин В.А. История физики. Учебное пособие - М.: "Академия", 2003.
  3. Позойский С.В. История физики в вопросах и задачах. Учебное пособие. - Минск: "Высшая школа", 2005.
  4. Википедия - свободная энциклопедия
  5. Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
Категория: Вкратце о физиках | Добавил: Alex (01.10.2012)
Просмотров: 2723 | Теги: биографии физиков | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar