Схема анализа урока- Организация мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формулирование и решение познавательных задач. Используемые методы и приемы обучения. Продуктивная и репродуктивная мыслительная деятельность учащихся. Степень активности и самостоятельности учащихся (в целом и индивидуально).
- Формирование (способы введения, организации восприятия, закрепление) у учащихся представлений и понятий, а также умений и навыков. Наглядные пособия и технические средства обучения на уроке. Организация запоминания (произвольного, непроизвольного), его осмысленность. Уровень усвоения.
- Проявления творческой деятельности учащихся.
- Внимание (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и интерес учащихся на уроке. Эмоциональное состояние учащихся. Формирование потребности в знаниях.
- Воспитывающий эффект урока. Научность содержания. Формирование научного мировоззрения. Межпредметные связи. Связи с жизнью. Превращение знаний в убеждения. Дисциплина и организованность. Эстетические впечатления.
- Развивающий эффект урока. Обучение на высоком, но посильном уровне трудности. Обучение интеллектуальным умениям, приемам учебного труда. Забота о системности знаний и превращение их в методы познавательной деятельности.
- Особенность волевой деятельности учащихся на уроке. Формирование волевых качеств. Отношение дисциплины активности и торможения.
- Коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. Взаимоотношения учащихся. Проявление и учет на уроке характерологических и других индивидуальных особенностей учащихся.
- Проверка и оценка успеваемости. Активизация класса при проверке. Домашнее задание, его объем и характер, подготовка к выполнению.
- Речь учителя и учащихся (словарный запас, точность и языковая правильность, выразительность, образность, дикция, работа над новыми словами).
- Особенности педагогических воздействий учителя (требовательность и уважение к учащимся, такт, наблюдательность и распределенность внимания, содержательность, логичность и доступность изложения, умение выделять главное, умение задавать вопросы, отношение к ошибкам учащихся, педагогический оптимизм, умение активизировать класс, другие педагогические умения, эмоциональные отношения). Общий характер отношений учителя и учащихся.
- Всем ли учащимся урок принес достаточную пользу? Целесообразность планирования и фактического использования времени на уроке.
|