ЭЗ-76. Исследование распределения силы тока в электрической цепи с параллельным соединением проводников

Приборы и материалы (рис. 31): батарея аккумуляторов, амперметр, реостат ползунковый, набор сопротивлений, ключ, провода с наконечниками.

Порядок выполнения работы

  1. Ответьте на вопросы:
      1) Какие участки цепи соединены параллельно?
      2) Какие точки цепи являются точками разветвления?
      3) Какой ток будет показывать амперметр при замыкании цепи?
  2. Как нужно включить амперметр, чтобы он сначала измерил ток, протекающий по одной спирали, а потом по другой? Подумайте, как это сделать, используя минимальное число переключений.
  3. После проверки собранной электрической цепи учителем замкните цепь и с помощью реостата установите силу тока Iобщ = 1,5 А. Разомкните цепь.
  4. Включите амперметр для измерения силы тока в первой ветви. После проверки учителем цепи измерьте силу тока I1 и запишите ее значение в тетрадь.
  5. Включите амперметр для измерения силы тока во второй ветви. Снова покажите цепь учителю и после этого замкните ключ, измерьте силу тока I2 и запишите ее значение в тетрадь.
  6. Сравните силы токов Iобщ, I1, I2 и сделайте вывод о соотношении между ними.

Методические рекомендации

Задания 76, 77 и 78 выполняют при изучении параллельного соединения проводников. С их помощью учащиеся устанавливают закономерности для параллельного соединения проводников.
Выполнение заданий облегчается тем, что учащиеся уже знакомы с параллельным включением вольтметра в цепь. Однако здесь им полезно напомнить порядок сборки электрической цепи: сначала следует собирать последовательную цепь, а затем к исследуемому участку цепи, в нашем случае к резистору, параллельно подключить другой резистор. Только после этого можно предложить собрать цепь по рисунку 31. Эту последовательность рекомендовать соблюдать и при вычерчивании схемы цепи с параллельным соединением резисторов.
Схему, которую учащиеся должны начертить в тетради, рисуют на доске (рис. 56) и анализируют. При анализе выясняют расположение точек разветвления М и К. При этом полезно сообщить, что второй резистор можно подключить к зажимам первого, тогда точки разветвления будут находиться у этих зажимов. В обоих случаях амперметр показывает силу тока в общей цепи Iобщ.
Затем перед учащимися ставят задачу, сформулированную в пункте 4 задания 76. Для решения этой задачи необходимо сначала провод, идущий от резистора R2, отключить от зажима К и подключить к зажиму L (см. рис. 56). При этом точка разветвления переместится в точку L, а амперметр будет включен в первое разветвление. Затем нужно провод, идущий от резистора R2, вернуть к зажиму К, а провод, идущий от резистора R1, перенести от зажима К к зажиму L, тогда амперметр окажется включенным во вторую ветвь и будет показывать силу тока I2 в резисторе R2.
Объяснение включения амперметра следует сопровождать вычерчиванием на доске соответствующих схем.
Только после такого анализа учащиеся приступают к выполнению пунктов 3-6 задания 76.

Источник:
Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981.

Категория: 9. Сила тока. Напряжение. Сопротивление | Добавил: Alex (17.03.2012)
Просмотров: 2938 | Теги: 8 класс, эксперимент, экспериментальные задания, электрический ток, параллельное соединение проводников, сила тока | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar