Приборы и материалы (рис. 14): пленка полиэтиленовая на нити, пленка полиэтиленовая, полоска бумажная, ручка пластмассовая, штатив.
Порядок выполнения работы
- Маленькую полиэтиленовую пленку подвесьте на нити к лапке штатива и потрите осторожно (чтобы не оторвалась нить) кусочком бумаги.
- Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу.
Как они взаимодействуют?
- Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие.
- Ответьте на вопросы:
1) Как взаимодействует каждая полоска с пленкой?
2) Как можно объяснить различные взаимодействия?
3) Какие два рода зарядов существуют в природе?
4) Как взаимодействуют одноименно заряженные тела?
5) Как взаимодействуют разноименно заряженные тела?
- Ответы на вопросы 4 и 5 запишите в тетрадь.
- Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, пластмассовую ручку, натертую вначале о бумагу, а затем о полиэтилен. Одинаковые ли по знаку заряды возникали на пластмассовой ручке в обоих случаях?
Методические рекомендации
В задании 58 вначале учащиеся выполняют опыты с полиэтиленом и бумагой и убеждаются в том, что при их соприкосновении они электризуются разноименно. Об этом судят по результатам их взаимодействия с наэлектризованной полиэтиленовой полоской, висящей на нити.
На основе этих опытов и демонстраций учащихся подводят к выводу о существовании в природе двух видов электрических зарядов.
Обобщая результаты всех опытов, учащиеся самостоятельно устанавливают закон взаимодействия заряженных тел.
Последний опыт показывает учащимся, что одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом — отрицательно в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.
На основании проделанных опытов и дополнительных демонстраций с другими телами учитель должен показать учащимся, что любое тело содержит два вида электрических зарядов. Если заряды в теле равны, то тело не проявляет электрических свойств. Эти свойства обнаруживаются только при электризации, которая приводит к нарушению равновесия электрических зарядов в теле. Причем, пока тела не разъединены, их электрические свойства не обнаруживаются. Чтобы обнаружить электризацию, тела надо разъединить.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |