Приборы и материалы (рис. 13): пленка полиэтиленовая, полоска бумажная, кусок ацетатного шелка, ручка пластмассовая, штатив, нить, карандаш.
Порядок выполнения работы
- Подвесьте на двух нитях карандаш к лапке штатива, как показано на рисунке 13.
- Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите ее куском ацетатного шелка. Поднесите полиэтилен и шелк поочередно к концу подвешенного карандаша.
- Что вы при это наблюдаете?
- Проделайте подобные опыты с пластмассовой ручкой, линейкой, бумагой, натирая их о полиэтилен или шелк.
- Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.
- Взаимодействуют ли они между собой?
- Ответьте на вопросы:
1) Как можно наэлектризовать тело?
2) Оба ли тела электризуются при соприкосновении?
3) Как обнаружить электризацию тела?
4) Все ли тела электризуются при соприкосновении?
- Ответ на последний вопрос запишите в тетрадь.
Методические рекомендации
Задание 57 выполняют в процессе объяснения нового материала. Вначале учитель делает краткое введение в тему, а затем учащиеся приступают к выполнению опытов, перечисленных во втором и третьем пунктах задания, которые убеждают их, что тела, потертые друг о друга, приобретают свойства притягивать к себе другие тела.
Затем выполняют четвертый пункт задания, показывающий учащимся, что электризация тел происходит не только при их трении, но и при соприкосновении.
Опыты учащихся необходимо дополнить демонстрациями, расширяющими круг электризуемых тел, например, показать электризацию металла, песка, а также притяжение к заряженному телу струйки воды, дыма. Все это позволит более обоснованно сделать общий вывод: все тела можно наэлектризовать; наэлектризованное тело взаимодействует с любым телом.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |