Приборы и материалы (рис. 11): термометр, резервуар которого обернут ватой или марлей, пипетка со спиртом, стакан с водой, кусок марли или ваты.
Порядок выполнения работы
- Заметьте начальное показание термометра.
- Смочите спиртом марлю, которой обернут резервуар термометра.
- Заметьте наименьшую температуру, которую через некоторое время покажет термометр.
- Оберните резервуар термометра сухой ватой или марлей и повторите опыт с водой.
- Ответьте на вопросы:
1) Как изменяется температура жидкости при ее испарении? Объясните причину изменения температуры жидкости при ее испарении.
2) Одинаково ли изменяется температура боды и спирта при их испарении? Как можно объяснить наблюдаемое различие?
3) Как изменяется внутренняя энергия жидкости при ее испарении?
- Ответ на третий вопрос запишите в тетрадь.
Методические рекомендации
Цель задания 55 — убедить учащихся в том, что температура жидкости при испарении понижается, а цель задания
56 — установить причины, от которых зависит скорость испарения жидкости.
Оба задания выполняют после объяснения явления испарения с точки зрения молекулярно-кинетических представлений о строении вещества и повторения связи температуры со средней скоростью движения молекул.
В задании 55 при испарении воды температура термометра понижается на 4-6°С, а при испарении спирта — на 8-10°С.
После выполнения задания 56 учащиеся обобщают свои наблюдения и делают вывод, который после корректировки учителем записывают в тетрадь.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |