Приборы и материалы (рис. 7): калориметр, термометр, стакан с горячей водой, стакан, крышка картонная для калориметра.
Порядок выполнения работы
- Разберите калориметр: выньте сначала внутренний стакан, а затем пластмассовую вставку.
- Соберите калориметр. Обратите внимание, что между внутренним и внешним стаканами калориметра образуется воздушная прослойка.
- Ответьте на вопросы:
1) Зачем у калориметра делают двойные стенки?
2) Зачем между стаканами калориметра устанавливают пластмассовую прокладку?
3) Зачем стенки калориметра делают белыми?
- Перелейте половину горячей воды из стакана в пустой стакан, а оставшуюся половину воды — во внутренний сосуд калориметра.
- Измерьте начальную температуру воды в калориметре и в стакане. Закройте внутренний сосуд калориметра картонкой.
- Через 5 мин снова измерьте температуру воды в калориметре и в стакане. Одинаково ли охладилась вода в калориметре и в стакане? Почему?
Методические рекомендации
Цель заданий 50 и 51 — подготовить учащихся к выполнению лабораторных работ, связанных с измерением температуры и расчетом количества теплоты.
При выполнении задания 51 учащимся сообщают, что калориметр — это прибор, в котором значительно уменьшен теплообмен между находящейся в ней жидкостью и окружающей средой. Это и проверяют на опыте.
Перед выполнением задания нужно показать учащимся, как налить из стакана половину воды. Для этого нужно отлить воду в другой стакан и сравнить уровни воды в обоих стаканах. Убедившись в равенстве уровней, оставшуюся половину воды вылить во внутренний сосуд калориметра.
Круглую крышку для калориметра диаметром 78 мм вырезают из тонкого картона. В середине крышки закрепляют небольшую проволочку — ручку
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |