Приборы и материалы (рис. 2): пробирка, стакан с водой, спиртовка, спички.
Порядок выполнения работы
- Зажгите спиртовку.
- Наденьте сухую пробирку на палец и, держа ее донышком вверх, нагревайте в пламени спиртовки примерно одну минуту, как показано на рисунке 2.
- Ответьте на вопросы:
1) Ощипал ли палец тепло во время нагревания пробирки?
2) Какой теплопроводностью обладают воздух и стекло, из которого сделана пробирка?
- Налейте в пробирку столько воды, чтобы ее уровень не доходил до краев пробирки на 1,5-2 см.
- Возьмите пробирку за нижний конец, как показано на рисунке 3, и нагрейте воду в верхней части пробирки.
- Ответьте на вопросы:
1) Нагрелась ли вода в нижней части пробирки?
2) Каким способом изменялась внутренняя энергия воды в пробирке?
3) Какой теплопроводностью обладает вода?
- Ответ на последний вопрос запишите в тетрадь.
Методические рекомендации
Цель заданий 48 и 49 — ознакомить учащихся со способами теплопередачи. При выполнении задания 2 обращают внимание учащихся на то, что при теплопроводности не происходит переноса вещества от одной части тела (нагретой) к другой (холодной).
Наблюдая восходящие потоки нагретой воды, которые хорошо заметны по окраске, учащиеся убеждаются, что при конвекции теплота передается путем переноса вещества — нагретой воды.
Перед выполнением задания необходимо предупредить ребят, что пламя спиртовки должно быть небольшим и узким. Для этого нужно фитиль слегка втянуть внутрь цилиндрической трубки спиртовки. Спиртовку следует расположить так, чтобы кончик пламени точно находился под кристалликом марганцовки и отстоял от дна пробирки на расстоянии примерно 1 см.
Вместо кристаллика марганцовки можно взять кусочек стержня химического карандаша.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |