ЭЗ-42. Наблюдение равновесия сил и равенства работ на наклонной плоскости

Приборы и материалы (рис. 48): динамометр, лента измерительная, линейка и каток от трибометра, штатив.

Порядок выполнения работы

  1. Установите доску трибометра наклонно при помощи штатива, как показано па рисунке 48.
  2. Измерьте высоту наклонной плоскости.
  3. Измерьте вес катка при помощи динамометра.
  4. Поднимите каток на высоту наклонной плоскости и вычислите совершенную при этом работу.
  5. Положите каток на наклонную плоскость и равномерно катите его вверх при помощи динамометра. Измерьте силу тяги. Дает ли выигрыш в силе наклонная плоскость? Какой?
  6. Измерьте длину наклонной плоскости.
  7. Вычислите работу при подъеме катка по наклонной плоскости и сравните ее с работой при подъеме катка по вертикали на высоту наклонной плоскости.
  8. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
  9. Ответьте на вопросы:
      1) Во сколько раз проигрывают в пути, применяя наклонную плоскость?
      2) Можно ли при помощи наклонной плоскости получить выигрыш в работе?

Методические рекомендации

Задание 42 готовит учащихся к выполнению лабораторной работы «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Условие равновесия сил и равенство работ на наклонной плоскости устанавливают, как и в других механизмах, без учета силы трения. Поэтому в качестве поднимаемого груза берут каток.
При выполнении задания высоты наклонных плоскостей следует брать разными. Например, одной группе учащихся предложить установить высоту, равную половине длины наклонной плоскости, второй — одной третьей части длины, а третьей — одной четвертой части длины наклонной плоскости. Это облегчит сравнение сил и даст разнообразные, результаты, что позволит сделать убедительный вывод о том, что наклонная плоскость дает выигрыш в силе во столько раз, во сколько длина наклонной плоскости больше ее высоты.
В процессе выполнения последней части задания учащиеся еще раз Убеждаются в невозможности выигрыша в работе и при пользовании Наклонной плоскостью, что важно для понимания закона сохранения и превращения энергии, который будет изучаться в дальнейшем.

Источник:
Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981.

Категория: 5. Работа и мощность. Энергия | Добавил: Alex (15.03.2012)
Просмотров: 2304 | Теги: работа и мощность, эксперимент, экспериментальные задания, блок, рычаг, наклонная плоскость, 7 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar