Приборы и материалы (рис. 42): рычаг-линейка, набор грузов, линейка измерительная, штатив.
Порядок выполнения работы
- Подвесьте рычаг на оси, закрепленной в муфте штатива. Вращая гайки на концах рычага, установите его в горизонтальное положение.
- Подвесьте к левой части рычага, например, три груза, а к правой — один груз. Перемещая грузы, добейтесь равновесия рычага (см. рис. 42).
- Отклоните рычаг на некоторый угол в вертикальной плоскости и измерьте пути, пройденные точками приложения сил тяжести (рис. 43).
- Вычислите работы, совершенные обеими силами тяжести, и сравните их числовые значения.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
- Ответьте на вопросы:
1) Во сколько раз выигрывают в силе, применяя рычаг?
2) Во сколько раз проигрывают в пути, применяя рычаг?
3) Можно ли при помощи рычага получить выигрыш в работе?
Методические рекомендации
Задание 37 выполняют после проведения лабораторной работы «Условие равновесия рычага под действием приложенных к нему сил».
Оно убеждает учащихся в равенстве работ сил, действующих на рычаг, и в справедливости «золотого правила» механики. Результаты эксперимента получаются убедительными ввиду малой силы трения в оси рычага.
За длину путей принимают не длину дуг, которые описывают точки приложения сил при вращении рычага, а их проекции на вертикальную линию, что вполне допустимо при малом угле отклонения рычага от горизонтального положения. Вначале отмечают положение точек приложения сил при горизонтальном, а затем при отклоненном положении рычага.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |