Приборы и материалы (рис. 22): динамометр, брусок деревянный, грузы с двумя крючками — 2 шт., карандаши круглые — 2 шт.
Порядок выполнения работы
- Вычислите цену деления шкалы динамометра.
- Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра (рис. 22, а). Результат измерения веса запишите в тетрадь.
- Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок — два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение (рис. 22, б). Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
- Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
- Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра (рис. 22, в). Результат измерения силы запишите в тетрадь.
- Ответьте на вопрос: какая сила больше:
а) вес тела или максимальная сила трения покоя?
б) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?
в) сила трения скольжения или сила трения качения?
Методические рекомендации
Цель задания 20 — ознакомить учащихся с различными видами сил трения (покоя, скольжения и качения), закрепить навыки измерения этих сил, сравнить числовые значения измеряемых сил.
Вначале, опираясь на простейшие демонстрационные опыты, вводят понятие силы трения и объясняют ее природу. Показывают способ измерения силы трения скольжения при помощи динамометра. Объясняют, почему тело при этом необходимо перемещать равномерно. Графически изображают силу трения, уточняют ее направление и точку приложения.
После этого учащимся предлагают выполнить задание 20.
Задание включает содержание программной лабораторной работы «Измерение силы трения скольжения и сравнение ее с весом тела» и отличается от нее тем, что включает понятие силы трения покоя и качения.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |