16. Обнаружение веса тела
Приборы и материалы (рис. 18): лист картона, мешочек с песком, шнур резиновый, груз с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
Вариант I
- Положите мешочек с песком на середину листа картона. Поднимите лист картона с мешочком двумя руками за края. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком (рис. 18, а)
- Ответьте на вопросы:
1) Почему лист картона изменил свою форму?
2) К какому телу приложен вес мешочка с песком?
3) Как направлен вес мешочка с песком?
Вариант II
- Прикрепите к резиновому шнуру груз и поднимите его за свободный конец (рис. 18, б). Обратите внимание на увеличение длины шнура.
- Ответьте на вопросы:
1) Почему резиновый шнур растянулся?
2) К какому телу приложен вес груза?
3) Как направлен вес груза?
Методические рекомендации
Основная цель заданий 15 и 16 — закрепить понятия «сила упругости» и «вес тела» и убедить в том, что и эти силы характеризуются направлением действия. Кроме этого, данные задания помогают выявить третий признак силы — точку приложения.
При выполнении задания 16 учащиеся закрепляют понятие веса. Они еще раз убеждаются, что вес — это сила упругости, с которой деформированное тело давит на опору или растягивает подвес. Дополнительно им объясняют различие понятий «сила тяжести» и «вес», указывают направление действия этих сил и говорят, к чему приложена каждая сила.
Задание 16 состоит из двух вариантов, поэтому каждый из них можно дать половине учащихся класса.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |