Приборы и материалы (рис. 44): батарея аккумуляторов, миллиамперметр, катушка-моток, катушка с железным сердечником, магнит дугообразный, ключ, провода с наконечниками.
Порядок выполнения работы
- Присоедините проволочную катушку к зажимам миллиамперметра.
- Введите внутрь катушки северный полюс магнита. В какую сторону отклонилась стрелка миллиамперметра? О чем это говорит?
- Удалите быстро магнит из катушки. В какую сторону отклонилась стрелка миллиамперметра? О чем это говорит? Сколько времени существует ток в цепи? Повторите опыт с южным полюсом магнита,
- На неподвижный магнит надевайте и снимайте катушку. Возникает ли теперь ток в цепи? Как долго он существует?
- Перемещайте катушку в магнитном поле магнита так, чтобы ее витки не пересекали магнитных линий магнита. Возникает ли теперь ток в катушке? Какой вывод можно сделать на основе выполненных опытов и наблюдений?
- Соберите цель и.ч источника тока, катушки с железным сердечником и ключа (см. рис. 44). Замкните цепь и перемещайте электромагнит внутри катушки, соединенной с миллиамперметром. Возникает ли ток в катушке, соединенной с миллиамперметром?
- Вставьте внутрь катушки электромагнит и, оставляя его неподвижным, замыкайте и размыкайте цепь ключом. Возникает ли ток в катушке, соединенной с миллиамперметром?
- Ответьте на вопросы:
1) Как изменяется магнитное поле, пронизывающее катушку, когда внутрь ее вносят магнит (электромагнит)?
2) Как изменяется магнитное поле, пронизывающее катушку, когда замыкают и размыкают цепь электромагнита?
3) Изменяется ли магнитное поле, пронизывающее катушку, если ее витки не пересекают магнитных линий магнита?
- Сделайте общий вывод о причине возникновения индукционного тока в проводнике. Вывод запишите в тетрадь.
Методические рекомендации
На материале задания 91 можно ознакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции.
При отсутствии миллиамперметров в качестве индикатора тока можно взять лабораторный вольтметр. Его следует включать без дополнительного сопротивления, так как в этом случае стрелка гальванометра отклоняется на полную шкалу при силе тока около 4 мА. Для этого заранее под винт, расположенный на обратной стороне вольтметра, надо закрепить проводник. Переделанный прибор включают в цепь так: один провод от катушки (мотка) соединяют с зажимом вольтметра, обозначенным знаком «-», второй — с подключенным к вольтметру проводником. При этом стрелку прибора смещают с нуля шкалы вправо при помощи корректорного винта.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |