Приборы и материалы (рис. 36): батарея аккумуляторов, компас, лампа накаливания на подставке, ключ, провода с наконечниками.
Порядок выполнения работы
- Соберите цепь из источника тока, лампы и ключа, как показано на рисунке 36.
- Расположите один из соединительных проводов точно над стрелкой компаса -в направлении север —
юг и замкните цепь. Отклонилась ли стрелка от первоначального положения?
- Разомкните цепь. Вернулась ли стрелка в начальное положение?
- Ответьте на вопросы:
1) Как можно объяснить отклонение магнитной стрелки около проводника с током?
2) Какая существует связь между электрическим током и магнитным полем?
3) Можно ли каким-либо другим способом обнаружить магнитное поле тока?
Методические рекомендации
С выполнения задания 84 можно начать разбор нового материала.
На основе результатов опыта и демонстраций учитель вводит понятие о магнитном поле тока.
После разбора ответов на вопросы задания он демонстрирует магнитное поле прямого тока с помощью железных опилок и дает понятие о магнитных линиях магнитного поля.
В этой работе лампа на подставке служит ограничителем и индикатором тока в цепи.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |