Воскресенье, 04 Декабрь 2016, 09:01:58

Оцените мой сайт

Столетов Александр Григорьевич

Столетов Александр Григорьевич (1839-1896)
Родился в городе Владимире в купеческой семье. Род Столетовых принадлежал к старинному новгородскому купечеству и был выслан при Иване III за неповиновение. Обучаясь в гимназии, Столетов проявил большие способности к физике, математике, истории, овладел французским, немецким и английским языками и даже пытался заниматься литературным творчеством.
По окончании гимназии он поступил на физико-математический факультет Московского университета, где стал одним из лучших студентов, а потому был оставлен при университете. В 1862 году его командируют на учебу в Германию, где его учителями были Магнус, Вебер, Кирхгоф. Особенно тепло Столетов отзывался о Кирхгофе, который занимался различными проблемами физики и особенно преуспел в изучении электрических цепей (закон Кирхгофа) и в спектральном анализе, одним из первооткрывателей которого он является. В свою очередь Кирхгоф называл Столетова своим лучшим учеником. Столетов также относился к плеяде ученых универсалов.
Достаточно сказать, что его магистерская диссертация называлась «Общая задача электростатики и ее приведение к простейшему случаю», докторская диссертация, после защиты которой он был избран профессором, называлась «Исследование функции намагничивания мягкого железа». Но наиболее крупное исследование А.Г.Столетова - изучение фотоэлектрического эффекта (1888-1890 годы), которое принесло ему мировую известность и славу. Итоги этой работы опубликованы под названием «Актино-электрические исследования», где Столетовым выделены 12 основных положений, относящихся к фотоэффекту (сейчас они объединены в два закона, носящих имя ученого). Столетов испытывал значительные затруднения в объяснении установленных им закономерностей, ведь в его время еще не был открыт электрон, естественно, отсутствовали электронная и квантовая теории.
Преподавание физики в Московском университете А.Г.Столетов поставил по новому - ввел демонстрацию большого числа опытов, организовал физический практикум, на котором студенты сами проверяли основные законы физики, огромными усилиями была перестроена физическая аудитория, которая стала вмещать 400 слушателей и содержала оборудование на уровне лучших аудиторий Европы. Коллеги А.Г.Столетова считали его основателем школы русских физиков, берущей свое начало от М.В.Ломоносова.
На пути становления отечественной физики Столетову пришлось столкнуться с огромными трудностями. Многие его предложения вышестоящее начальство считало профессорской прихотью и всячески строило преграды для их воплощения в жизнь. Вот один такой пример: Для физического кабинета понадобился токарный станок стоимостью 300 рублей. В просьбе об этом Столетову было отказано. Выждав некоторое время, он воспользовался тем, что по-немецки станок называется «дреебанк» и повторил просьбу выдать деньги для приобретения «дреебанки точной». На невежественных чиновников слово «дреебанка» (да еще «точная») произвело такое впечатление, что необходимые средства были отпущены.
В 1892 году в академии наук появилась вакансия академика, и представительная комиссия из крупных ученых России рекомендовала на эту должность А.Г.Столетова. Его избрание в академики было настоль логичным, что ему уже предложили осмотреть кабинет физики академии. Однако избрание основателя первой школы русских физиков в члены Российской императорской академии так и не состоялось. Его кандидатура была снята по распоряжению президента академии наук князя Романова. Причина заключалась в том, что среди профессуры университета Столетов выделялся своей демократичностью и сочувствием революционно настроенному студенчеству. Кстати, великий князь Романов место академика отдал князю Голицыну, диссертацию которого перед этим А.Г.Столетов подверг уничтожающей критике.
По поводу расправы над ученым возмущение научной общественности было гневным и бурным. Столетова, в этом плане, постигла участь других передовых ученых России - Менделеева, Тимирязева, Сеченова, которым также не нашлось места в Российской академии. И тем не менее, физические исследования А.Г.Столетова стали известны всему ученому миру и оценены очень и очень высоко. Например, известный физик Л.Больцман писал Столетову: «Я испытываю высокое уважение как по отношению к Вашим исключительно выдающимся научным трудам, так и по отношению к личным качествам Вашего характера». А.Г.Столетов был избран вице-президентом Международного конгресса электриков, где по его предложению была принята единица электрического сопротивления - Ом.
Академическая история значительно подорвала здоровье Столетова, но окончательный удар ему нанесло известие о том, что в связи с окончанием 30-ти летнего срока службы его место в университете объявляется вакантным. 15 мая 1896 года в возрасте 56-ти лет Александр Григорьевич скончался от воспаления легких. Его дело и заветы достойно продолжали его ученики, в числе которых были П.Н.Лебедев, Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов и многие другие.

Категория: Вкратце о физиках | Добавил: Alex (19 Октябрь 2012)