Воскресенье, 11 Декабрь 2016, 03:11:53
 
Школьная физика от Шептикина А.С. - сайт учителя физики Шептикина Александра Сергеевича
Приветствую Вас Гость | RSS
 


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3876
Наша кнопка
Физика

Статистика

Всего чел. на сайте: 26185
Новых за месяц: 287
Новых за неделю: 62
Новых вчера: 6
Новых сегодня: 0
Счетчики
Онлайн лист
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Cегодня нас посетили
Счетчик материалов:
Фотографии: 1103
Вопрос-ответ: 2489
Downloads: 569
Статьи: 481
Сайты: 27
Новости: 71
Комментарии: 74
Тем на форуме: 19
Сообщений на форуме: 684
Записей в блоге 22
Гостевая книга: 129


Вкратце о физиках

Главная » Школьная физика » Вкратце о физиках []

Иоффе Абрам Федорович

Иоффе Абрам Федорович (1880-1960)
Известный отечественный ученый, основатель советской школы физики родился на Полтавщине в типичной для передовой интеллигенции России того времени, свободомыслящей и прогрессивной семье. Все дети семьи Иоффе, а их было пятеро, были способными и любознательными, с любовью относившиеся к книгам и с уважением к физическому труду. Особой одаренностью отличался старший из детей Абрам, который свободно читал уже в трехлетнем возрасте, а в четыре года научился писать. Познавать азы науки он стал в реальном училище, где преподавание шло формально, а от учащихся, по словам самого А.Ф.Иоффе, требовалось «знать, а не понимать».
В 1897 году он становится студентом Петербургского технологического института, куда принимались юноши независимо от их вероисповедания и национальной принадлежности. Его надеждам «научиться физике», увы, не суждено было сбыться. Занятия сводились к лекциям, где обычно перечислялся перечень накопленных опытных данных, а лабораторные и практические занятия сводились к минимуму.
Молодой Иоффе много занимается самообразованием, и ему удалось с успехом пройти студенческую практику, в процессе которой он самостоятельно руководил строительством железнодорожного моста на линии Полтава-Ростов. При этом восемнадцатилетний студент проявил максимум инициативы, отказавшись от традиционного способа наведения мостов. Рискованная работа была завершена успешно в короткие сроки и с большой экономией средств. Затем были практики на Путиловском и Ижорском заводах. Подобные технологические работы оставили неизгладимый отпечаток на всей дальнейшей деятельности Абрама Федоровича, привив ему прочные инженерные навыки и обеспечив органичную связь между его научными и техническими знаниями.
В конце 1902 года молодой А.Ф.Иоффе для продолжения образования уезжает в Германию к В.Рентгену, ставшему уже лауреатом Нобелевской премии. Выбор Иоффе оказался очень удачным - вряд ли можно было желать лучшего места учебы, чем физическая школа Рентгена. Для начала практиканту было предложено выполнить физический практикум, состоящий из 100 работ, с которым Иоффе справился в очень короткий срок - всего за месяц. Рентген обратил внимание на способности ученика к точным измерениям и на уважение к эксперименту вообще, так как в ходе своих опытов Иоффе смог обнаружить ошибку в табличных данных, прилагаемых к спецпрактикуму.
Далее А.Ф.Иоффе выполнял более ответственные исследования, и не безуспешно. В одной из них ему удалось оригинально и на высоком экспериментальном уровне измерить теплоту, выделяемую радием при распаде. Попутно он обнаружил весьма интересное явление - увеличение яркости свечения экрана под действием β-лучей при включении магнитного поля. Рентген, не любивший подобно Ньютону «измышлять гипотез», предложил Иоффе самому попытаться объяснить причину этого явления. Тщательно проанализировав результаты эксперимента, Абрам Федорович пришел к выводу, что β-лучи, закручиваясь вокруг силовых линий магнитного поля по спиралям, фокусируются в определенных точках экрана и этим вызывают увеличение яркости его свечения. Фактически Иоффе выдвинул идею магнитной фокусировки, которая сегодня нашла самое широкое применение в электронной оптике.
Рентген, услышавший доклад Иоффе о его наблюдениях и выводах, пришел в восторг, что было очень редко для этого талантливого экспериментатора. Он назвал Иоффе настоящим физиком, перевел его работать в одну из комнат своего кабинета, назначил его своим ассистентом и предложил немедленно приступать к подготовке докторской диссертации. Эти действия великого ученого с полным основанием можно оценить как акт признания недюжинных способностей молодого русского физика.
Иоффе еще не однажды удивлял своего учителя. Интересен и такой факт из творческой биографии Абрама Федоровича. Исследуя электропроводность кристаллов каменной соли, Иоффе заметил, что рост тока в таких кристаллах совпадал с ... выходом солнца из-за облаков. Повторные опыты показали, что подобной чувствительностью к солнечному свету обладают только кристаллы, облученные рентгеновскими лучами. Когда он пришел с результатами к Рентгену, тот встретил его ироническим вопросом: «Еще одно сенсационное открытие?» - «Да!» Ничего не разъясняя, он провел Рентгена к прибору и показал, как опускание оконных занавесок сводит ток к нулю, а солнечный свет увеличивает его в тысячу раз. «Мало ли что может сделать солнце?» - возразил Рентген. - «А вот спичка?» Результат оказался тем же. «Давайте займемся вместе этим исследованием,» - заинтересованно предложил Рентген, и именно эта область физики оставалась единственной у Рентгена до самой его смерти. А их совместная работа над электрическими свойствами кристаллов продолжалась целых 10 лет (с 1904 по 1914 годы). К сожалению, значительная часть их совместных трудов так и не увидела света. Некоторые материалы они все-таки опубликовали, а остальные Рентген считал незаконченными и хранил в папке с надписью «После смерти - сжечь». Душеприказчик Рентгена четко исполнил это завещание.
В 1905 году Иоффе с «наивысшей похвалой» защитил в Мюнхенском университете докторскую диссертацию, что давало право читать лекции, а в дальнейшем получить профессуру. Действительно, сам Рентген предложил молодому ученому остаться у него в Мюнхене в должности профессора. Что и говорить, предложение было более чем заманчивое, но расстроганный до глубины души Иоффе, поблагодарив своего учителя за столь высокую честь, отказался принять предложение. Дело в том, что Иоффе во время пребывания в Германии глубоко проникся идеями марксизма и считал, что гражданский долг не позволяет оставаться вне России, где после поражения первой русской революции 1905 года господствовала реакция.
Вернувшись в Россию, Иоффе столкнулся с проблемой трудоустройства и, в конце концов, был принят лаборантом (и это имея диплом доктора наук!) на кафедру физики Петербургского политехнического института. Работа в лаборатории позволяла заниматься исследовательской деятельностью, чем он не преминул воспользоваться. За 10 лет Абрам Федорович прошел путь от лаборанта до профессора - солидного ученого, имя которого стало известно всему ученому миру.
Он заново защитил магистерскую и докторскую диссертации, выполнив при этом ряд солидных научных работ. Одной из таких работ явилось измерение заряда электрона, для чего был поставлен оригинальный эксперимент. В заряженный конденсатор помещалась заряженная металлическая пылинка так, чтобы она находилась в равновесии. Затем пылинка подверглась воздействию рентгеновских лучей, сбивавших часть заряда с пылинки. Равновесие нарушалось, и для его восстановления требовалось увеличивать напряжение на пластинках конденсатора. По изменению напряжения рассчитывалась величина заряда, потерянного пылинкой. Она всегда оказывалась кратной некоторому значению заряда е (q=ne), которое и представляло собой заряд электрона.
Эту работу Иоффе выполнил в 1911 году. Независимо от него в 1912 году американский физик Милликен провел измерение заряда электрона подобным же методом, с той лишь разницей, что в конденсатор помещалась заряженная капля масла. Публикация Милликена, однако, вышла раньше, чем сообщение в печати Иоффе.
Результаты опытов полностью совпадали. В итоге считают, что первым измерил заряд электрона Р.Милликена, о чем сообщается даже в школьных учебниках. Имя же Иоффе в этом случае, к сожалению упоминается не часто. После опубликования работы Абрама Федоровича ему прислал письмо сам Милликен, где наряду с поздравлениями выразил огорчение, что не он, а Иоффе первым предложил метод уравновешивания заряженных частиц в электрическом поле конденсатора.
После этих исследований Абраму Федоровичу предлагали престижную работу на самых выгодных условиях и с высокой оплатой ряд зарубежных научных учреждений, таких, например, как Калифорнийский университет США. Однако, будучи истинным патриотом, Иоффе на все эти предложения неизменно отвечал отказом.
А.Ф.Иоффе был одним из тех ученых, которые после Октябрьской революции 1917 года безраздельно встали на сторону Советской власти. Абрам Федорович увлеченный коммунистическими идеями марксизма считал, что наука теперь должна стать «частью величайшей задачи построения коммунистического общества». В то время его называли «красным профессором». Первейшей задачей в те годы Иоффе считал подготовку кадров для молодой Советской Республики. По его инициативе в 1918 году открываются Государственный рентгенологический институт и радиологический институт, физико-технический отдел которого он и возглавил. Вскоре этот отдел перерос в новый Физико-технический институт (ФТИ) и, кроме того, были выделены как самостоятельные Электрофизический институт и Институт химической физики. Позднее усилиями А.Ф.Иоффе возник единственный в мире Агрофизический институт. Таким образом, была создана база для подготовки квалифицированных специалистов различного профиля.
Сам же Абрам Федорович продолжает активно заниматься научными изысканиями. Его интересуют вопросы физики диэлектриков, физики полупроводников, ядерной физики и др. Он щедро передает опыт своим многочисленным ученикам, так возникают целые поколения школы Иоффе.
Он постоянно участвует в работе международных конгрессов физиков, которыми руководили такие великие ученые, как Лоренц, Ланжевен, Бор и др. В свою очередь, будучи президентом Ассоциации физиков СССР, Абрам Федорович организует съезды физиков и в нашей стране, куда приезжали крупнейшие ученые мира Бор, Дирак, Дебай, Паули, Перрен, Планк и многие другие. Абрам Федорович был в дружеских отношениях с А.Эйнштейном, Г.Лоренцем, М.Планком, Н. Бором и, естественно, с В.Рентгеном, который считал Иоффе «продолжателем его научных идей» и даже завещал ему последнее свое достояние - охотничий домик в Вальгейме.
Такие связи способствовали быстрому становлению и эффективному развитию науки в нашей стране, в чем есть несомненная заслуга А.Ф.Иоффе. Теперь уже молодые иностранцы из Германии, Франции и Англии приезжали учиться у Иоффе. А Геттингенский физик, лауреат Нобелевской премии Дж.Франк даже завидовал нашим физикам: «Как вы должно быть счастливы, что работаете вместе с Иоффе. Мне очень хочется бросить все геттингенские деда и уехать к нему в ФТИ».
В трудные военные годы вся деятельность А.Ф.Иоффе и подчиненных ему учреждений направлена на помощь фронту. Он возглавил работы по усовершенствованию танковой брони, а также предложил оригинальную конструкцию солдатского котелка, ко дну которого крепилась секция полупроводниковых спаев. Другие спаи помещались либо в холодную воду (летом), либо просто в снег (зимой). Котелок подвешивался на костер. Под действием разности температур между спаями (температура пламени-температура снега) в цепи возникала термо э.д.с., которая обеспечивала бесперебойную работу партизанских радиостанций. Исследования по применению полупроводников он продолжает и после войны, становясь директором вновь созданного Института полупроводников. В результате появилась новая отрасль науки - термоэлектроэнергетика, изучающая методы прямого преобразования световой и тепловой энергии в электрическую, а Иоффе назвали - «отцом полупроводников».
Заслуги А.Ф.Иоффе были высоко оценены в нашей стране. Так в годы войны Иоффе была присуждена Государственная премия, а в честь 75-летнего юбилея ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Научная общественность всего мира готовилась широко отмечать 80-летие Абрама Федоровича. Увы, торжествам не суждено было состояться - за неделю до своего восьмидесятилетия А.Ф.Иоффе скоропостижно умер. Это случилось 14 октября 1960 года.
Иоффе был физиком нового типа. Его волновали вопросы государственной науки, которая немыслима без мировой науки. Абрам Федорович особо подчеркивал необходимость широкого международного сотрудничества в познании природы. Он писал, что за последние годы постановка целого ряда крупнейших исследовательских задач настолько усложнилась, оборудование для исследований требует столь больших материальных затрат, общие задачи науки настолько совпадают, что все более актуальной становится организация взаимосвязи между различными национальными центрами науки. Быстрый успех таких грандиозных задач, как исследование земного магнетизма, Антарктики, космического пространства, зависит в значительной мере от общих усилий ученых всех стран. Эти идеи Абрама Федоровича весьма актуальны и частично реализуются в наши дни.

Источник:

  1. Голубь П.Д. Физики от А до Я. Библиографический справочник. - Барнаул, - Издательство БГПУ, 2002.
  2. Ильин В.А. История физики. Учебное пособие - М.: "Академия", 2003.
  3. Позойский С.В. История физики в вопросах и задачах. Учебное пособие. - Минск: "Высшая школа", 2005.
  4. Википедия - свободная энциклопедия
  5. Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия


Категория: Вкратце о физиках | Добавил: Alex (17 Сентябрь 2012)
Просмотров: 2092 | Теги: биографии физиков | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы:


Комментарии:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Cхема кабинет физики урок физики анализ урока опыты по физике взаимодействие тел движение теплопередача кипение электризация постоянные магниты тепловые явления строение вещества механические явления инерция давление сила тяжести равновесие тел Статика давление газа сила трения взаимодействие молекул давление жидкостей и газов закон Паскаля атмосферное давление вес воздуха сила Архимеда условие плавания тел закон Бернулли внутренняя энергия работа агрегатное состояние вещества тепловые двигатели электрические явления строение атома электризация тел взаимодействие зарядов электрическое поле электризация через влияние потенциал электрический ток напряжение сила тока сопротивление аккумулятор гальванический элемент реостат удельное сопротивление соединение проводников мощность тока работа тока магнитные явления магнитное поле тока сила ампера магнитное поле Земли электромагнитная индукция переменный ток световые явления цвета тел электронный осциллограф трансформатор Тесла генератор УВЧ техника безопасности охрана труда аптечка первая помощь инструктаж эксперимент экспериментальные задания 7 класс вещество длина измерение объема объем диффузия движение и силы плотность деформация вес тела динамометр давление в жидкости работа и мощность рычаг блок Энергия 8 класс калориметр агрегатные состояния испарение закон кулона амперметр вольтметр закон ома сопротивление проводника параллельное соединение проводников лампа накаливания закон Джоуля-Ленца электромагнитные явления магнитное поле биографии физиков
Справочные данные
  • Десятичные приставки
  • Константы
  • Соотношение между различными единицами
  • Плотность, кг/м3
  • Удельная теплоемкость, Дж/кг׺С
  • Удельная теплота парообразования, ×106 Дж/кг
  • Удельная теплота плавления, ×104 Дж/кг
  • Удельная теплота сгорания, ×107 Дж/кг
  • Температура плавления, °С
  • Температура кипения, °С
  • Удельное электрическое сопротивление, Ом×мм2/м (при 20 °С)
  • Нормальные условия
  • Молярная масса, ×10–3 кг/моль
  • Масса частиц

  • Ваш профиль
    Для просмотра профиля, войдите на сайт как пользователь.
    Друзья сайта
    Методсовет
    anstars.ru - Учительский портал - Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Наука мира - сайт Тихомолова Евгения
    Школьная математика. Натуральные числа.
    Уроки по математике
    Посетители