Суббота, 03 Декабрь 2016, 12:39:53

Оцените мой сайт

kollega1, larisa_mityaeva, komoryashkinaregina, starstar9812, bezzubenko_2000, egormarkovic, andreygrasev

Бор Нильс

Бор Нильс (1885-1962)
Гениальный датский физик, основатель копенгагенской школы теоретической физики, один из создателей квантовой теории строения атома, которая в 1922 году была отмечена Нобелевской премией. Эта теория в корне противоречила устоявшимся положениям классической физики, поэтому зачастую не находила понимания даже среди маститых ученых, склонных к обновлению физических представлений. Так, идеи Бора подвергались серьезной критике со стороны Эйнштейна. Их полемика вылилась в многолетнюю дискуссию, ход которой содействовал развитию глубокого и всестороннего понимания квантовой механики.
Бор, будучи человеком доброжелательным, высоко ценил мысли своих оппонентов и был им благодарен за высказанные идеи и возражения.
Однажды Шредингер, доведенный до отчаяния аргументами Бора, воскликнул: «Если мы собираемся сохранить эти проклятые скачки, то я жалею, что вообще имел дело с квантовой теорией».
Бор возразил ему: «Зато остальные благодарны Вам за это, ведь Вы так много сделали для выявления смысла квантовой теории».
Бор очень внимательно относился к новым теориям, описывающим внутриатомные процессы. Как-то, выступая в дискуссии по поводу новой теории его ученика Гейзенберга, Бор сказал: «Это, конечно, сумасшедшая теория. Однако она мне кажется недостаточно сумасшедшей, чтобы быть правильной новой теорией».
Главной опасностью для человечества Бор считал фашизм. И, когда в 1941 году к нему из Германии приезжал один его бывший коллега с предложением о научном сотрудничестве с физиками, разделяющими идеи фашизма, Бор с гневом отверг все лестные предложения. А в 1943 году датское Сопротивление организовало побег Бора из Дании, оккупированной немцами.
Его вывезли в Англию, причем лететь пришлось в бомбовом отсеке военного самолета, летчику которого было приказано - в случае, если фашистские истребители перехватят самолет и попытаются принудить его к посадке, перед посадкой открыть бомбовые люки. И, хотя истребители не появились, перелет чуть было не окончился трагически. У Бора была большая голова в переносном и в прямом смысле, а кислородный прибор, выданный ему в самолете, оказался мал, да и Бор не смог включить его. С самолета его, чуть не задохнувшегося, сняли в бессознательном состоянии.
У Бора обучалось много молодых талантливых физиков, одним из которых являлся наш соотечественник - Лев Давыдович Ландау, по предложению которого Бор трижды приезжал в Советский Союз. Секрет своих педагогических успехов он объяснил просто: «Главное, по-моему, чтобы в общении с молодежью мы никогда не боялись кому-нибудь показаться глупыми, никогда и никому не давали готовых рецептов..., чтобы был открыт путь к новым, свежим мыслям».
Бор никогда не критиковал докладчиков. Вежливость его формулировок была всем известна. Любимым предисловием Бора по всякому замечанию было: «Я не собираюсь критиковать, но...»
Даже, прочтя никуда не годную работу, он восклицал: «Я не собираюсь критиковать, но я просто не могу понять, как может человек написать такую чепуху».
Однажды во время обучения в Геттингеме Н. Бор плохо подготовился к докладу, его выступление оказалось слабым. Он не пал духом и в заключении с улыбкой сказал: «Я выслушал здесь столько плохих выступлений, что прошу рассматривать мое нынешнее как месть».
Свое свободное время Бор отдавал спорту и очень любил смотреть ковбойские фильмы, весьма оригинально их комментируя: «Я вполне могу допустить то, что героиня сошла с тропы и ступила на мостик; менее вероятно, что в этот момент мостик рушится; исключительно невероятно, что она успела ухватиться за тонкую былинку и удерживаться на ней, вися над пропастью; совсем уж трудно, но можно поверить, что как раз мимо проезжал ковбой и спас девушку; но как в это время в этом месте оказался оператор с кинокамерой? - Уж этому, увольте, я не поверю!»
Из спортивных увлечений Бора следует отметить альпинизм и футбол. Как-то Бор с женой и молодым голландским физиком Казимиром поздно возвращались из гостей. Казимир был завзятым альпинистом и, помня интерес Бора к этому виду спорта, увлеченно рассказывал о скалолазании. Затем он решил продемонстрировать свое мастерство и стал взбираться по стене дома, мимо которого они проходили. Когда Казимир, цепляясь за выступы на стене, взобрался почти к 3 этажу, за ним, раззадорившись, двинулся и Бор. В это время послышались свистки, и к дому подбежали несколько полицейских. Здание оказалось отделением банка.
Но истинное пристрастие Бор питал к футболу, занимаясь которым, приобрел в Дании большую популярность. Говорят, что он даже был кандидатом в сборную команду страны в качестве вратаря. Любопытно, что в Копенгагене Бора знали лучше как футболиста, нежели как знаменитого физика.
Бор также любил отдыхать на природе, у него был свой деревенский домик, над дверью которого он прибил подкову. Увидев подкову, один из посетителей удивился: «Неужели такой великий ученый, как Вы, может поверить, что подкова над дверью приносит удачу?» «Нет, - ответил Бор, - конечно, я не верю. Это предрассудки, но вы знаете, говорят, что она приносит удачу даже тем, кто в это не верит».
Бор любил и понимал шутку. Молодые физики в его институте составили классификацию, по которой устанавливали степень привлекательности девушек.
Она включала следующие пункты:

1. Невозможно ни на секунду отвести глаз.
  2. Можно, но с трудом.
  3. Безразлично, смотришь или нет.
  4. Смотришь без всякого удовольствия.
  5. Невозможно даже заставить себя смотреть.

Категория: Вкратце о физиках | Добавил: Alex (30 Ноябрь 2012)