Возьмите пробирку с пробкой, через которую пропустите стеклянную трубку длиной 10-14 см, запаянную сверху. Запаянный конец трубки должен выступать над пробиркой на 6-7 см. В пробирку насыпьте столько дроби, чтобы она плавала в воде, как поплавок, и при этом конец трубки примерно в 3 см выходил бы из воды (рис. 47). Трубку вдвигают в пробирку так, чтобы прибор плавал внутри воды при температуре 25-30°С. Теперь, если подлить в сосуд холодной воды, то поплавок всплывает, а если теплой, то поплавок тонет. Почему?
Возьмите пузырек из-под пенициллина и наберите в него столько воды, чтобы сила тяжести пузырька вместе с водой в нем была незначительно больше выталкивающей силы. В высокий стакан с водой опустите пузырек вверх дном, он потонет. Нагрейте стакан. Почему через некоторое время пузырек поднимается вверх?
Цилиндрический сосуд наполните раствором медного купороса до краев, закройте стеклянной пластинкой, переверните и поставьте на стеклянный сосуд с керосином. Пластинку уберите. При этом происходит перемещение жидкостей: раствор медного купороса опускается вниз, а керосин поднимается вверх. Почему?
Часто можно наблюдать, как тонущий человек, взывая о помощи, поднимает руки из воды. Правильно ли он поступает?
Оказывается, нет. В этом можно убедиться на опыте. Для опыта возьмите пробирку с пробкой. В пробку вставьте проволоку, на концах которой укрепите две деревянные палочки. В пробирку подлейте воды или насыпьте дроби.
Две палочки и пробка изображают соответственно руки и голову человека. Если палочки поднять вверх, то при опускании пробирки в воду пробка окажется под водой (рис. 48, A). Отогните палочки вниз. Если сейчас опустить пробирку в воду, пробка оказывается над водой (рис. 48, Б). Объясните наблюдаемое явление.
Цилиндрический стеклянный сосуд на 9/10 наполняют водой. В нем находится стеклянный пузырек с небольшим количеством воды, опрокинутый горлышком вниз. Сверху цилиндрический сосуд плотно затягивают резиновой пленкой (рис. 49). Если оказывать давление на резиновую пленку, то стеклянный пузырек тонет. Прекратите воздействие на пленку - пузырек всплывает. Объясните наблюдаемое явление. Где используется в практике данное явление.
Вариант картезианского водолаза. Его изготовляют из пробирки (желательно взять пробирку длиной 7-8 см и диаметром 2 см) с пробкой, через которую пропущена стеклянная трубка диаметром 6 мм. В пробирку наливают воду, количество которой подбирают опытным путем так, чтобы пробирка плавала и небольшая часть ее выступала из воды (рис. 50).
Пробирку опускают в литровую бутылку с водой. В горлышко бутылки вставляют пробку со стеклянной или металлической трубкой, на которую надета резиновая трубка. Если через трубку ртом в бутылку вдувать воздух, то пробирка тонет. Почему? Если воздух выпустить обратно, то пробирка всплывает. Почему? Если сила тяжести пробирки вместе с водой в ней немного больше выталкивающей силы, то она тонет. В этом случае можно создать разрежение, втягивая воздух из бутылки ртом. Почему при этом пробирка всплывает?
На одной чашке весов установите сосуд с водой, на другой - штатив с пустым сосудом. К штативу подвесьте сплошной цилиндр от прибора «ведерко Архимеда». Уравновесьте весы (рис. 51).
Что произойдет с равновесием весов, если цилиндрическое тело опустить в воду? При этом вода из сосуда не должна выливаться. Ответ проверьте опытом.
Чему равна разность сил, которая выводит весы из равновесия, как ее измерить?
Несколько спичек подержите в воде сутки. Затем опустите их в бутылку, до краев наполненную водой. Возьмите пластмассовую пробку в виде наперстка, наденьте ее на указательный палец. Закройте пробкой горлышко бутылки и производите через пробку на воду давление. С увеличением давления спички тонут, с уменьшением - всплывают. Изменяя давление, можно заставить их плавать в воде на любой глубине. Объясните наблюдаемое явление.
Пуск мыльных пузырей, наполненных водородом. Для пуска пузырей используйте аппарат Киппа, в котором получается водород.
Резиновую трубку аппарата наденьте на небольшую стеклянную трубку диаметром 2-3 мм на конце. Конец обмакните в мыльный раствор и понемногу пускайте в трубку водород. Вскоре после образования пузыря поверните трубку концом вверх и продолжайте пускать водород. Затем рывком отделите от него трубку. Мыльный пузырь поднимается к потолку. Опыт протекает быстро, интересно, и его следует повторить.
Надуйте детский шар воздухом и уравновесьте его на весах. Поставьте вопрос перед учениками: нарушится ли равновесие, если воздух из шара выпустить.
Получив ответ, выпустите воздух из шара и наблюдайте за весами. Они почти остаются в равновесии. Дайте простейшее объяснение опыта для шестиклассников.
На физическом вечере или занятии кружка обратите внимание учащихся, что после выпуска воздуха чашка весов с разновесками незначительно перетягивает чашку с шаром. Как объяснить последнее явление?