Возьмите проводник длиной 10 м, сложите его вдвое и сделайте катушку диаметром 4-5 см (о том, что мы имеем бифилярную обмотку, ученикам пока не говорите). Подключите концы обмотки к гальванометру и вводите внутрь ее магнит. Казалось бы, гальванометр должен отметить возникновение индукционного тока, но тока гальванометр не отмечает. Стрелка находится в покое. Как объяснить наблюдаемое явление?
Примечание. Если ученики затрудняются с ответом, надо объяснить явление.
Ответ: В опыте указывалось, что проводник был согнут вдвое. В каждой части проводника возникал индукционный ток, но они были противоположного направления и компенсировали друг друга.
Более правильное объяснение может быть дано через ЭДС. В каждой части возникает ЭДС, но ЭДС одной части равна и противоположна по направлению ЭДС другой. В итоге ток в катушке равен нулю.
Источник: Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. |