«Удивительное яйцо» (опыт можно провести с картофелем). Опустите яйцо в стеклянный сосуд, наполовину заполненный жидкостью. Оно плавает на поверхности. Что будет с яйцом, если подлить в сосуд воды?
Обычно отвечают, что яйцо, всплывет. Подливайте осторожно воду через воронку по стенке сосуда, пока он не наполнится. Яйцо, к удивлению зрителей, остается на старом уровне (высоте). Почему?
Трансформатор Тесла прикрываем листом картона, расположенным вертикально, и подносим к картону кольцевую безэлектродную трубку, газ в которой светится. После этого рассказываем, что такие опыты используют в католических церквах для показа «чуда» - «Христос в огне». Для этого высокочастотный трансформатор устанавливают так, чтобы он не был виден молящимся. На стене вблизи трансформатора укрепляют колбы, наполненные неоном. Внутри их помещают изображение Христа. Во время службы в определенный момент включают трансформатор, газ в колбах светится. При этом создается впечатление, что изображение Христа охватывается огнем. Примечание: опыт следует проводить в затемненном кабинете.
При подключении электрической цепи с лампами одинаковой мощности (рис. 99) к сети наблюдается отсутствие тока на участке BD. Чем это объяснить? Если одну лампу (например, 3) заменить лампой другой мощности, то на участке BD возникает ток. Объясните почему.
Носовой платок смочите водой (о чем присутствующим можно пока не говорить), облейте спиртом и подожгите. Через некоторое время пламя тухнет. Почему платок остается целым?
Возьмите пластины раздвижного конденсатора и закрепите их за эбонитовые ручки в лапках штатива так, чтобы пластины располагались горизонтально на расстоянии 6-10 см друг от друга. Пластины соедините с полюсами электрофорной машины. На нижнюю пластину насыпьте мелко нарезанной бумаги, фольги и т. п. Если привести машину в действие, то наблюдается «пляска» кусочков фольги, бумаги.
Одновременно кусочки фольги постепенно выходят из промежутков между пластинами. Как объяснить «пляску» и выход кусочков фольги за пределы пластин?
Положите листок бумаги на край стола. На листок поставьте брусок или стакан с водой. Свешивающийся конец листка возьмите в одну руку, а ребром ладони другой руки резко ударьте по нему (рис. 9). При этом листок выдергивается, а стакан остается. Почему?
На граненый стакан положите фанерную доску с достаточно тяжелым телом (гирей массой 10 кг). Предложите любому ученику разбить стакан сильными ударами слесарного молотка по гире (рис. 7). Почему стакан не бьется? Где наблюдается аналогичное явление в практике?
Возьмите диск из плексигласа, поднесите его к электрометру и покажите, что он не заряжен. Затем ударьте несколько раз диском о ладонь руки и вновь поднесите к электрометру. Последний обнаруживает заряд. Почему?
Возьмите и укрепите блок в штативе. Через него перебросьте цепочку от часов. Ее концы должны быть равными (рис. 29). Затем поднимите один конец цепочки (рис. 30). Она начинает перемещаться. Почему?