Медицинскую резиновую перчатку с небольшим количеством воздуха в ней плотно перевяжите ниткой. Положите перчатку на тарелку под колокол воздушного насоса и откачивайте воздух. Перчатка начинает раздуваться и шевелиться. Она как будто «живая». Как это объяснить?
Склянку с плотно вставленной в ее горлышко резиновой пробкой поставьте под колокол воздушного насоса. Почему при откачивании воздуха из-под колокола пробка вылетает из склянки?
Всем учащимся, присутствующим на вечере, предлагают взяться за руки и образовать «живую» электрическую цепь. Электрофорную машину заряжают (причем расстояние между полюсами машины должно быть не более 15 мм). Крайние ученики одновременно касаются свободными руками полюсов заряженной электрофорной машины, и по цепи протекает кратковременный электрический ток.
Для опыта возьмите одну тарелку с краном от прибора магдебургские тарелки. Установите ее на две опоры. Маленьким кусочком ваты прикройте отверстие, чтобы предохранить его от засорения осколками стекла. Пришлифованную часть тарелки протрите тряпкой, смажьте вазелином и накройте оконным стеклом. Для безопасности опытную установку поместите под колокол. Откачивайте воздух. При этом наблюдается разрушение стекла. Почему?
В магазинах продается бокал «Напейся - не облейся». В бокал налейте питьевой воды и предложите кому-либо из своих товарищей напиться и не облиться. Многие ученики пытаются напиться, но обливаются водой. Это явление вызывает общий смех. Ученик, знающий «фокус», пьет и не обливается.
Интересный опыт можно проделать с бутылью, горлышко которой ровное (без венчика). Для утяжеления бутыль можно наполнить водой. Приготовьте хороший мыльный раствор и смочите в нем пальцы одной руки. Попытайтесь кончиками пальцев взять за горлышко бутыль и перенести ее. У вас ничего не получится. Бутыль выскальзывает. Почему?
Положите на стол линейку длиной 50-70 см так, чтобы конец ее в 10 см свешивался. На линейку положите полностью развернутую газету (рис. 39). Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу линейки молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой почти не поднимается. Как объяснить наблюдаемое явление? Примечание. Газета должна плотно прилегать к столу.
«Удивительное яйцо» (опыт можно провести с картофелем). Опустите яйцо в стеклянный сосуд, наполовину заполненный жидкостью. Оно плавает на поверхности. Что будет с яйцом, если подлить в сосуд воды?
Обычно отвечают, что яйцо, всплывет. Подливайте осторожно воду через воронку по стенке сосуда, пока он не наполнится. Яйцо, к удивлению зрителей, остается на старом уровне (высоте). Почему?
Трансформатор Тесла прикрываем листом картона, расположенным вертикально, и подносим к картону кольцевую безэлектродную трубку, газ в которой светится. После этого рассказываем, что такие опыты используют в католических церквах для показа «чуда» - «Христос в огне». Для этого высокочастотный трансформатор устанавливают так, чтобы он не был виден молящимся. На стене вблизи трансформатора укрепляют колбы, наполненные неоном. Внутри их помещают изображение Христа. Во время службы в определенный момент включают трансформатор, газ в колбах светится. При этом создается впечатление, что изображение Христа охватывается огнем. Примечание: опыт следует проводить в затемненном кабинете.
Возьмите и укрепите блок в штативе. Через него перебросьте цепочку от часов. Ее концы должны быть равными (рис. 29). Затем поднимите один конец цепочки (рис. 30). Она начинает перемещаться. Почему?