Приборы и материалы (рис. 30): батарея аккумуляторов, амперметр, вольтметр, реостат ползунковый, ключ, набор сопротивлений, провода с наконечниками.
Порядок выполнения работы
- Соберите цепь по рисунку 30 и начертите в тетради схему этой цепи. К вольтметру присоедините два проводника.
- Установите в цепи ток I = 0,5 А и, поддерживая его постоянным, измерьте напряжение U1 на спирали R1, напряжение U2 на спирали R2 и общее напряжение Цобщ на двух спиралях.
- Результаты измерений силы тока и напряжений запишите в тетрадь.
- Сравните напряжения Uобщ, U1, V2 и сделайте вывод о соотношении между ними.
Методические рекомендации
Цель задания 74 — получить количественную зависимость силы тока от сопротивления при неизменном напряжении. Его желательно провести перед объяснением нового материала. Используя результаты этого задания и задания
70 и обобщая полученные учащимися знания, учитель формулирует закон Ома и подтверждает выводы соответствующей демонстрацией.
Для лучшего усвоения последовательного и параллельного соединения проводников программные лабораторные работы лучше выполнить поэтапно, последовательно выясняя зависимости между Iобщ и I1, I2; Uoбщ и U1, U2; Rобщ и R1, R2.
В лабораторной работе «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» учащиеся устанавливают, что при последовательном соединении проводников Iобщ = I1= I2.
Об этом им следует напомнить и предложить задания 74 и 75, в результате которых учащиеся убедятся в существовании еще двух зависимостей:
Uобщ = U1 + U2 и Rобщ=R1 + R2
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |