Приборы и материалы (рис. 29): батарея аккумуляторов, амперметр, вольтметр, реостат ползунковый, набор сопротивлений, ключ, провода с наконечниками.
Порядок выполнения работы
- Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:
- Соберите цепь по рисунку 29 и начертите в тетради соответствующую ей схему. В качестве исследуемого участка R включите сначала проволочную спираль сопротивлением 4 Ом.
- Замкните цепь и при помощи реостата изменяйте в цепи силу тока до тех пор, пока вольтметр, подключенный к исследуемому участку, покажет напряжение 2 В. Измерьте силу тока в цепи. Результаты измерения запишите в таблицу.
- Замените в электрической цепи спираль 4 Ом на спираль сопротивлением 2 Ом. Вновь добейтесь на зажимах спирали напряжения 2 В. Измерьте силу тока в цепи. Результаты запишите в таблицу.
- Сделайте вывод о зависимости силы тока от сопротивления участка цепи.
- Используя результаты, полученные в работе №70, сформулируйте общий вывод о зависимости силы тока от напряжения и сопротивления для участка цепи. Вывод запишите в тетрадь.
Методические рекомендации
Цель задания 73 — получить количественную зависимость силы тока от сопротивления при неизменном напряжении. Его желательно провести перед объяснением нового материала. Используя результаты этого задания и задания 24 и обобщая полученные учащимися знания, учитель формулирует закон Ома и подтверждает выводы соответствующей демонстрацией.
Для лучшего усвоения последовательного и параллельного соединения проводников программные лабораторные работы лучше выполнить поэтапно, последовательно выясняя зависимости между Iобщ и I1, I2; Uoбщ и U1, U2; Rобщ и R1, R2.
В лабораторной работе «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» учащиеся устанавливают, что при последовательном соединении проводников Iобщ = I1= I2. Об этом им следует напомнить и предложить задания
74 и 75, в результате которых учащиеся убедятся в существовании еще двух зависимостей:
Uобщ = U1 + U2 и Rобщ=R1 + R2
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |