Приборы и материалы (рис. 23): батарея аккумуляторов, катушка проволочная с железным сердечником, ключ, компас, коробка-сито с железными опилками, провода с наконечниками.
Порядок выполнения работы
- Соберите электрическую цепь из источника тока, ключа и катушки с железным сердечником (см. рис. 23).
- Не замыкая цепи, поднесите сердечник катушки к железным опилкам. Что при этом наблюдаете?
- Замкните электрическую цепь и снова поднесите сердечник катушки к железным опилкам. Что теперь наблюдаете?
- Выключите цепь. Что теперь наблюдаете?
- Замкните цепь и поднесите к одному из концов катушки компас. Запомните, каким концом стрелка повернулась к катушке.
- Не изменяя положения приборов, поменяйте местами концы проводов, идущих к полюсам источника тока. Изменилось ли при этом положение стрелки? Какой вывод можно сделать из проделанных опытов?
Методические рекомендации
Задания 66 и 67 могут быть выполнены перед объяснением нового материала. На основе проведенных опытов и наблюдений учащиеся самостоятельно делают выводы о тепловом и магнитном действии электрического тока, которые учитель корректирует и поясняет.
О направлении электрического тока учащиеся судят по поведению магнитной стрелки, расположенной около конца катушки с током. После того как они убедятся, что электрический ток имеет определенное направление, от которого зависят его действия, с ними полезно вспомнить, на каком электроде происходило выделение меди, и выяснить, с чем это связано.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |