Приборы и материалы (рис. 16): линейка пластмассовая, комочек ваты.
Порядок выполнения работы
- Положите пластмассовую линейку на стол и натрите ее бумагой.
- Распушите очень маленький комочек ваты и положите его на линейку.
- Поднимите наэлектризованную линейку и легонько сдуньте с нее пушинку вверх.
- Поместите быстро линейку снизу пушинки и наблюдайте за ее парением в электрическом поле заряженной линейки (см. рис. 16).
- Если пушинка прилипнет к линейке, сдуньте ее и снова повторите опыт, пока не добьетесь парения пушинки.
- Ответьте на вопросы:
1) Какой заряд получила пушинка относительно заряда линейки: одноименный или разноименный?
2) Какие силы действуют на пушинку во время ее парения?
3) Почему пушинка не падает в электрическом поле?
Методические рекомендации
Задание 60 конкретизирует понятие об электрическое поле, показывает возможность уравновешивания силы тяжести, действующей на тело, электрической силой поля.
Его выполняют перед объяснением опыта Иоффе-Милликена. Учитель обращает внимание учащихся, что заряженная вата, плавающая в электрическом поле линейки, моделирует капельку масла в опыте Иоффе-Милликена.
Для успеха опыта следует брать очень маленькое количество ваты и сильно ее распушить. Если с первого раза вату не удается удержать в воздухе, то надо повторить опыт, увеличив ее заряд.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |