Приборы и материалы (рис. 12): стакан с водой, пипетка со спиртом, пипетка, листы бумаги — 2 шт., веер бумажный.
Порядок выполнения работы
- Нанесите пипеткой на лист бумаги по капле воды, спирта и наблюдайте за их испарением.
Какая жидкость испаряется быстрее?
- Нанесите пипеткой по капле спирта на разные листы бумаги и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого расположите один лист бумаги вертикально, чтобы капля растеклась по нему. Наблюдайте за испарением капель. Какая капля испарилась быстрее?
- Нанесите пипеткой по капле спирта на лист бумаги и ладонь.
Какая капля испарилась быстрее?
- Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером до полного высыхания капли.
Какая капля испарилась быстрее?
- От чего зависит скорость испарения жидкости?
- Ответ на последний вопрос запишите в тетрадь.
Методические рекомендации
Цель задания 55 — убедить учащихся в том, что температура жидкости при испарении понижается, а цель задания
56 — установить причины, от которых зависит скорость испарения жидкости.
Оба задания выполняют после объяснения явления испарения с точки зрения молекулярно-кинетических представлений о строении вещества и повторения связи температуры со средней скоростью движения молекул.
В задании 55 при испарении воды температура термометра понижается на 4-6°С, а при испарении спирта — на 8-10°С.
После выполнения задания 56 учащиеся обобщают свои наблюдения и делают вывод, который после корректировки учителем записывают в тетрадь.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |