Приборы и материалы (рис. 9): весы, термометр, стаканы с равной массой воды комнатной температуры — 2 шт., стакан с водой и льдом, кольцо из проволоки для вынимания льда.
Порядок выполнения работы
- Поставьте стаканы с водой комнатной температуры на весы и убедитесь в том, что в них налито одинаковое количество воды.
- В один из стаканов, стоящих на весах, опустите лед, а во второй стакан долейте столько холодной воды, чтобы весы снова пришли в равновесие.
- Снимите стаканы с весов и, после того как растает лед, измерьте температуру воды в каждом стакане.
- Ответьте на вопросы:
1) Одинакова ли была температура льда и воды в стакане, в котором плавал лед?
2) Одинакова ли стала температура воды в первых двух стаканах после выполнения опыта? Почему?
3) Как изменяется внутренняя энергия льда при его плавлении?
Методические рекомендации
Задания 53 и 54 выполняют при изучении удельной теплоты плавления.
Цель задания 53 — убедить учащихся в том, что при плавлении кристаллического тела (льда) происходит поглощение энергии.
Предварительно перед учащимися ставят вопрос: одинаково ли понизится температура воды, если в нее опустить кусок льда при температуре 0°С или налить такое же количество воды при 0°С?
На основе проведенного эксперимента учащиеся выясняют, что кусок льда понижает температуру воды больше, чем такое же количество воды при 0 °С. Следовательно, для его плавления необходима энергия.
Далее учащимся предлагают выяснить, выделяется ли энергия при обратном процессе, т.е. при переходе вещества из жидкого состояния в твердое. С этой целью они выполняют задание 54.
Если задания 53 и 54 проводят на одном уроке, то стакан со льдом и холодной водой используют для охлаждения гипосульфита.
Пробиркодержателем может служить лист бумаги, сложенный в несколько слоев в виде полоски.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |