Приборы и материалы (рис. 47): блок, динамометр, лента измерительная, грузы с двумя крючками — 3 шт., штатив, нить с петлей на конце.
Порядок выполнения работы
- Соберите установку с подвижным блоком, как показано на рисунке 47. Перебросьте через блок нить, один конец ее привяжите к лапке штатива, а другой — к крючку динамометра. К. обойме блока подвесьте два или три груза, предварительно определив их вес. Возьмите динамометр в руку, расположите его вертикально и натяните нить так, чтобы блок с грузами повис на нитях.
- Запишите вес грузов и силу натяжения нити, которую показывает динамометр. Сравните числовые значения этих сил. Дает ли выигрыш в силе подвижный блок? Какой?
- Поднимите грузы на некоторую высоту при помощи динамометра и измерьте пути, которые при этом прошли грузы и динамометр. Во сколько раз проигрывают в пути, применяя подвижный блок?
- Вычислите работу действующей силы и работу силы сопротивления. Сравните числовые значения этих работ.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
- Ответьте на вопросы:
1) Можно ли при помощи подвижного блока получить выигрыш в работе?
2) Можно ли подвижный блок рассматривать как рычаг?
3) Чему равны плечи сил, действующих на подвижный блок?
Методические рекомендации
Задания 40 и 41 знакомят учащихся с блоками, как разновидностями рычага. Выполняя их, учащиеся устанавливают условие равновесия сил, равенство работ на блоках и еще раз убеждаются в справедливости «золотого правила» механики.
Чтобы получить правильное соотношение сил и равенство работ на подвижном блоке, необходимо учитывать вес самого блока, а нить, соединенную с динамометром, располагать вертикально.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |