Приборы и материалы (рис. 46): блок, динамометр, лента измерительная, грузы с двумя крючками — 3 шт., штатив, нить с петлями на концах.
Порядок выполнения работы
- Соберите установку с неподвижным блоком, как показано на рисунке 46. Подвесьте обойму блока к лапке штатива, через блок перебросьте пить. К одному концу нити подвесьте два пли три груза, предварительно определив их нее, а к другому прицепите динамометр.
- Возьмите динамометр в руку и натяните нить так, чтобы грузы повисли па нити.
- Запишите вес грузов и показание динамометра. Сравните числовые значения этих сил. Дает ли выигрыш в силе неподвижный блок?
- Измените угол наклона нити, соединенной с динамометром, и наблюдайте за показанием динамометра. Изменяется ли числовое значение силы, удерживающей груз па неподвижном блоке, при изменении направления ее действия?
- Поднимите грузы на некоторую высоту и измерьте пути, которые при этом прошли грузы и
динамометр.
- Вычислите работу действующей силы и работу силы сопротивления. Сравните числовые значения этих работа
- Результаты измерений а вычислений запишите в тетрадь.
- Ответьте на вопросы:
1) Можно ли при помощи неподвижного блока получить выигрыш в работе?
2) Можно ли неподвижный блок рассматривать как равноплечий рычаг?
3) Чему равны плечи сил, действующих на неподвижный блок?
Методические рекомендации
Задания 40 и 41 знакомят учащихся с блоками, как разновидностями рычага. Выполняя их, учащиеся устанавливают условие равновесия сил, равенство работ на блоках и еще раз убеждаются в справедливости «золотого правила» механики.
Чтобы получить правильное соотношение сил и равенство работ на подвижном блоке, необходимо учитывать вес самого блока, а нить, соединенную с динамометром, располагать вертикально.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |