Приборы и материалы (рис. 44): рычаг-линейка, линейка измерительная, динамометр, груз с двумя крючками, цилиндр металлический, штатив.
Порядок выполнения работы
- Подвесьте рычаг на оси, закрепленной в муфте штатива. Вращая гайки на концах рычага, установите его в горизонтальное положение.
- Подвесьте к левой части рычага металлический цилиндр, а к правой — груз, предварительно измерив динамометром его вес. Опытным путем добейтесь равновесия рычага с грузом.
- Измерьте плечи сил, действующих на рычаг.
- Используя правило равновесия рычага, вычислите вес металлического цилиндра.
- Измерьте вес металлического цилиндра при помощи динамометра и полученный результат сравните с расчетным.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
- Ответьте на вопросы: изменится ли результат опыта, если:
а) рычаг уравновесить при другой длине плеч сил, действующих на него?
б) цилиндр подвесить к правой части рычага, а уравновешивающий груз — к левой?
Методические рекомендации
3адания 38 и 39 представляют собой экспериментальные задачи, в процессе решения которых учащиеся знакомятся с методом измерения веса тел при помощи неравноплечего рычага и с некоторыми распространенными инструментами, в основе действия которых лежит правило рычага.
В задании 38 ответы на вопросы учащиеся проверяют экспериментально.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |