Приборы и материалы (рис. 38): набор тел (деревянный брусок, алюминиевый цилиндр, кусок картофеля), стакан с водой, стакан с концентрированным раствором соли.
Порядок выполнения работы
- Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений.
Название жидкости и ее плотность, кг/м3 |
Название вещества и его плотность, кг/м3 | Плавает тело или тонет |
Вода | Древесина Картофель Алюминий | |
Раствор соли | Древесина Картофель Алюминий | |
- Опустите в воду деревянный брусок, алюминиевый цилиндр и кусок картофеля. Какие из этих тел в воде плавают? Какие тонут?
- Перенесите тела в концентрированный раствор соли. Какие из этих тел в растворе соли плавают? Какие тонут? Результаты наблюдений запишите в таблицу.
- Ответьте на вопрос: при каком условии сплошное тело:
а) в данной жидкости плавает?
б) в данной жидкости тонет?
Методические рекомендации
Цель задания 34 — выяснить условие плавания сплошной тела в жидкости в зависимости от плотности вещества и плотность жидкости.
Для выполнения задания необходимо иметь три тела: тело, плотность которого меньше плотности воды, тело, плотность которого больше плотности концентрированного раствора соли, и тело, плотности которого больше плотности воды, но меньше плотности концентрированного раствора соли.
В качестве первого тела можно взять деревянный брусок размере 40х25х8 мм, пробку, в качестве второго — алюминиевый или чугунный цилиндр, а в качестве третьего — кусок сырого картофеля.
Плотность воды, раствора соли и твердых тел сообщают учащимся до выполнения задания.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |