Приборы и материалы (рис. 21): динамометр, груз с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
- Вычислите цену деления шкалы динамометра.
- Возьмите динамометр в руку, подвесьте к его крючку груз и запишите показание динамометра (рис. 21,
а).
- Надавите слегка на крючок динамометра пальцем и снова запишите показание динамометра (рис. 21, б). Вычислите силу, с которой рука действовала на крючок динамометра вниз.
- Потяните слегка крючок динамометра рукой вверх и снова запишите показание динамометра (рис. 21, в). Вычислите силу, с которой рука действовала на крючок динамометра вверх.
- Потяните крючок динамометра рукой вверх так, чтобы стрелка динамометра установилась на нуле шкалы. Вычислите силу, с которой рука действовала в этом случае на крючок динамометра.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
Методические рекомендации
Цель задания 19 — закрепить правило сложения сил.
Обычно учащиеся легко решают прямые задачи на нахождение равнодействующей двух сил. Задачи на нахождение составляющей силы по известной второй силе и равнодействующей вызывают у них заметные затруднения. Их можно преодолеть путем выполнения соответствующих упражнений. Часть таких упражнений содержится в данном задании.
Телом, к которому прикладывают силы, считают крючок динамометра, а силами — вес груза и силу действия руки. Равнодействующую этих двух сил во всех случаях показывает динамометр. Искомой силой является сила, с которой действует рука.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |