Приборы и материалы (рис. 20): брусок деревянный с нитью.
Порядок выполнения работы
- Положите брусок на стол наибольшей гранью и толкните его пальцем сначала слабо, затем сильнее. В каком случае брусок передвинулся на большее расстояние? Зависит ли результат действия силы на брусок от ее значения?
- Положите брусок на стол наименьшей гранью и попытайтесь переместить его, приложив силу сначала к нижней, затем к верхней части бруска (рис. 20, а, б). Как ведет себя брусок в первом и
втором случаях? Зависит ли результат действия силы на брусок от точки ее приложения?
- Положите брусок на стол наибольшей гранью и потяните за нить сначала вдоль бруска, затем поперек бруска и, наконец, вверх (рис. 20, в, г, д). Как ведет себя брусок в каждом случае? Зависит ли результат действия силы на брусок от ее направления?
- Какими признаками характеризуется сила?
- Изобразите графически:
а) силу тяжести, действующую на шарик (см. задание 14);
б) силы упругости картона и мешочка с песком (см. задание 15);
в) вес мешочка и груза, висящего на резиновом шнуре (см. задание 16).
Примечание. Значение сил в каждом случае надо выбрать самостоятельно.
Методические рекомендации
3адание 18 обобщает знания учащихся. В процессе его выполнения они убеждаются, что действие силы на тело зависит от трех признаков, о которых им уже говорили раньше.
Для закрепления понятия силы как векторной величины учащиеся, выполняя пункт 5, тренируются в графическом изображении сил. При этом их внимание обращают на положение точек приложения силы тяжести и веса тела.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |