Приборы и материалы (рис. 12): брусок деревянный, лист бумаги.
Порядок выполнения работы
- Положите деревянный брусок на лист бумаги. Медленно потяните за край листа (см. рис. 12) и наблюдайте за состоянием бруска и листа бумаги.
- Ответьте на вопросы:
1) В каком состоянии относительно стола находился лист бумаги и брусок?
2) В каком состоянии относительно листа бумаги находился брусок?
3) По каким признакам вы определили эти состояния?
4) Можно ли сказать, что стол двигался относительно бруска или листа бумаги?
- Положите брусок на лист бумаги и резко потяните за край листа.
- Ответьте на вопросы:
1) В каком состоянии относительно стола находился лист бумаги?
2) В каком состоянии относительно бумаги находился стол?
3) В каком состоянии относительно стола находился брусок?
4) Можно ли сказать, что брусок двигался относительно листа бумаги?
5) Какой общий вывод можно сделать из проделанных опытов?
Методические рекомендации
Цель задания 9 — сформировать у учащихся понятие об относительности покоя и движения тела.
Вопрос об относительности движения в действующей программе не рассматривается. Однако в определении механического движения (изменение
положения данного тела относительно других тел) содержится понятие относительности, на которое необходимо обратить особое внимание. Выполняя предложенное задание после объяснения темы урока, учащиеся убеждаются, что покой и движение тел относительны.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |