Приборы и материалы (рис. 42): компас, брусок стальной, штатив.
Порядок выполнения работы
- Ознакомьтесь с устройством компаса.
- Положите компас на тетрадь и, после того как стрелка успокоится, подведите шкалу компаса под стрелку так, чтобы северный полюс ее указывал на букву «С».
- Как можно объяснить одну и ту же ориентацию магнитной стрелки?
- Проведите в тетради прямую линию так, чтобы она проходила вдоль стрелки компаса. Как называют эту линию? К какому географическому полюсу Земли направлен северный полюс магнитной стрелки?
- Установите железный брусок в разных местах вблизи компаса и наблюдайте за стрелкой. Почему стрелка компаса при приближении железного бруска отклоняется от своего первоначального направления?
- Проверьте намагниченность лабораторного штатива в магнит- ном поле Земли. Для этого поднесите компас к нижнему, а затем к верхнему концу стойки штатива. Определите при помощи компаса расположение магнитных полюсов у стойки штатива.
- Почему стойка штатива оказалась намагниченной?
Методические рекомендации
Цель задания 89 — ознакомить учащихся с устройством компаса и с его помощью определить направление магнитного меридиана в классе.
Задание выполняют после введения понятий: «магнитные полюсы Земли», «магнитный меридиан», «магнитная аномалия».
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |