Приборы и материалы (рис. 37): батарея аккумуляторов, катушка-моток, компас, ключ, экран с вырезом для катушки, коробка-сито с железными опилками, провода с наконечниками.
Порядок выполнения работы
- Вставьте проволочную катушку в вырез картонного экрана, как показано на рисунке 37.
- Соберите цепь из источника тока, проволочной катушки и ключа.
- Расположите компас на экране около катушки в точке А и замкните цепь. Укажите направление действия магнитной силы на северный конец магнитной стрелки на чертеже, выполненном в тетради (рис. 38).
- Поместите компас в точки В, С, D. Для каждой точки заметьте направление силы, действующей на северный конец магнитной стрелки, а затем изобразите эти силы на чертеже.
- Выясните, зависит ли направление магнитной силы от направления тока в катушке. Для этого поменяйте местами провода на зажимах источника тока и повторите проделанные опыты.
- Разомкните цепь и насыпьте на экран ровный слой железных опилок.
- Включите ток и, осторожно постукивая карандашом по экрану, получите четкий магнитный спектр.
- Выключите ток и сравните получившийся спектр со спектром, изображенным в учебнике.
- Ответьте на вопросы:
1) Как с помощью магнитной стрелки можно определить направление магнитных линий магнитного поля катушки с током?
2) Как изменяется направление магнитных линий магнитного поля катушки при изменении в ней направления тока?
Методические рекомендации
Задание 85 следует включить в объяснение.
Вначале ввести понятие о направлении магнитных линий магнитного поля. Затем показать с помощью магнитных стрелок направление магнитных линий магнитного поля прямого тока.
Далее перейти к изучению магнитного поля катушки с током. Здесь и надо предложить учащимся выполнить задание 39, разобрав в заключение ответы на вопросы задания.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |