Приборы и материалы (рис. 34): батарея аккумуляторов, амперметр, вольтметр, лампа накаливания на подставке, реостат ползунковый, ключ, провода с наконечниками.
Порядок выполнения работы
- Соберите электрическую цепь из источника тока, лампы, амперметра, реостата и ключа, соединив все последовательно. К зажимам лампы подключите вольтметр.
- Установите ползун реостата на максимальное сопротивление и замкните цепь.
- Уменьшайте плавно сопротивление реостата и наблюдайте за показаниями приборов и яркостью свечения лампы.
- Ответьте на вопросы:
1) Можно ли по яркости свечения электрической лампы судить о количестве теплоты, выделяемой в нити лампы при нагревании ее электрическим током?
2) Как зависит количество теплоты, выделяемой в нити лампы, от силы тока?
Методические рекомендации
3адание 81 выполняют при изучении теплового действия тока до вывода закона Джоуля-Ленца. Его цель — показать качественную зависимость количества теплоты, выделяемого при нагревании проводника электрическим током, от силы тока.
Учащимся уже известно, что в неподвижных проводниках вся работа тока идет на увеличение их внутренней энергии. Изменение же внутренней энергии равно количеству теплоты, которое выделяется в проводнике. Поэтому о количестве теплоты можно судить по совершенной током работе.
Источник: Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. |